В современных условиях важнейшую роль играет энергетическая и экономическая безопасность, прямое влияние на которую оказывает добыча угля, руд, удобрений для выращивания продуктов питания, нерудных материалов для строительства и производства. Многочисленные карьеры, рудники, шахты, а также предприятия инфраструктуры, обслуживающие горнодобывающую отрасль: порты и терминалы, являются важнейшими предприятиями, поддерживающими экономику и производство в стране.
Технологический приоритет на рынке КГШ
Если ресурс двигателя и трансмиссии рассчитан на годы эксплуатации, то ресурс шин на технике – от 1 500 часов в сложных условиях шахты до 10 000 часов в более щадящих условиях. Наибольшие опасения сегодня вызывают предприятия, которые ведут добычу открытым способом. В данном случает речь идет о сверхкрупногабаритных шинах. И здесь можно говорить о существенном дефиците профильной продукции.
Российские же производители КГШ выпускают только шины с посадочным размером не больше 25 дюймов, т.е. шины для погрузчиков. В свою очередь, в размерности 40,00R57 и в размерности 46/90R57 все китайские производители могут на сегодня выдать общий объем порядка 5 тыс. штук в год. На сегодня этот объем в России закроет потребности только одного предприятия «Кузбассразрезуголь».
Факторы, влияющие на эксплуатацию КГШ горными предприятиями
Шина для подземного шахтного самосвала и шина для шарнирно-сочлененного самосвала используются в разных условиях, имеют различные рисунки протекторов, но относятся при этом к единой категории шин Е4. Разница в стоимости между ними всего 10%, а разница в ходимости может достигать 40-50%. Ряд производителей из Китая не производит шины определенных категорий, необходимых российским предприятиям. выпуская линейку так называемых массовых шин. Таким образом, ассортимент китайских производителей не вполне соответствует технологическим потребностям, сокращая срок эксплуатации шин и приводя к простою горной техники.
Рынок шин весьма емкий и динамичный, и отчасти поэтому недостаточно стандартизированный. Многие типы протекторов, резиносмеси и другие параметры шин не охвачены нашими ГОСТами. Соответственно, заказчики, даже понимая, что предлагаемое решение будет эффективно в их условиях эксплуатации, не могут его согласовать, так как по нормативным базам они вынуждены от него отказаться в пользу более дешевых решений, которые в реальных условиях не будут работать.
ООО «ЕРТ-Групп», при поддержке Ассоциации НП «Горнопромышленники России» и Технического комитета по стандартизации ТК-269 подчеркивают необходимость в разработке новых ГОСТов для продукции КГШ. На сегодняшний день «самые свежие» ГОСТы были разработаны в 2005 году, а большинство вообще в конце 80-х, и они уже давно не определяют нормативов текущего уровня технологий. При разработке стандартов следует учитывать статистику, полученную от горнодобывающих предприятий. При этом необходим механизм обязательного исполнения стандарта всеми участниками рынка, как потребителями, так и поставщиками.
Только при этих условиях и при поддержке проектов отечественного производства КГШ, в России возможен технологический суверенитет в обсуждаемой отрасли.